Rambler's Top100 Service
Расписание citforum.ru О компании Контакты

Центр Информационных Технологий :: WWW.CITMGU.RU

29-05-2015, 12:22

"Пятый этаж": целесообразно ли использование интернета на экзаменах?

По мнению главы британского экзаменационного совета Марка Доу, то, что во время сдачи экзаменов студентам будет разрешено пользоваться различными поисковиками, вроде Google, можно назвать неизбежностью ближайшего будущего. Более того, применение электронной шпаргалки всемирного масштаба вовсе не обозначает, что сдающий экзамены не должен обладать достаточным запасом знаний по данному предмету, но и покажет, что ученик обладает навыками работы с поисковиками.

Но в нашей стране к такому подходу сдачи экзамена относятся скептически. По данному вопросу на «Пятом канале» была проведена беседа Михаила Смотряева с педагогами Натальей Богославской преподавателем университета в Лидсе, директором лондонского образовательного центра Grammar Plus Еленой Першиной. Первым вопросом, который прозвучал в студии, был: «Разумно ли разрешать учащимся пользоваться сетевыми поисковиками во время сдачи экзаменов?».

Першина: Конечно, для того чтобы получать и расширять знания по предметам, использование интернета является положительной инициативой. Но вопрос стоит об использовании поисковых систем во время сдачи экзаменов по различным предметам.

Смотряев: Видимо, так и есть, если дословно воспринимать высказывание господина Доу, главы экзаменационного совета. И суть вопроса не в применении поисковиков во время учебного процесса, а в использовании интернета при сдаче экзаменов любого уровня и по любым предметам. Именно этот факт и вызвал волну недоумения.

Першина: Вызывает вопрос понятие «неизбежно». Это не поддается никакой оценке. Как в таком случае можно будет проверять и оценивать сочинения?

Смотряев: Что Вы имеете в виду?

Першина: По каким критериям проверять и оценивать сочинения, если во время их написания у учеников был прямой доступ к «всемирной шпаргалке»? Речь уже не будет вестись о проверке знаний ученика по предмету (литература, история и т. д.). Это будет оценка его умения пользоваться Интернетом. Если это будет экзамен по «компьютерным технологиям», будет предоставлен список профильных предметов с соответствующими заданиями, которые ученик может выполнить и запомнить, претензий нет.

Богославская: Вопрос возникает не только при сдаче экзаменов по литературе. Как оценивать экзаменационные работы по точным дисциплинам, например, по физике, если работы были написаны с применением интернет поисковиков? Но не все так страшно. Применение интернета на экзамене можно считать своевременной мерой. И вообще, пора пересмотреть отношение к системе образования и экзаменам. Я давно выступаю за то, чтобы во время экзаменов студенты не писали от руки, а использовали компьютеры. Система образования отстает от современной жизни, а экзамены принимаются средневековыми способами.

Першина: Компьютерами пусть пользуются на здоровье.

Богославская: Несколько последних лет существует практика, когда во время экзаменов разрешается пользоваться электронными словарями или поисковыми механизмами, например, при переводе на русский язык. Однако использование интернет-средств еще не гарантирует успешную сдачу экзамена. Нужно не просто найти информацию, а выбрать именно то, что нужно по теме, и грамотно применить. Для этого нужны серьезные навыки, особенно в свете того, что время для экзамена фиксированное, и поиск и отсеивание информации нужно проводить в сжатые сроки. Нужно пересмотреть механизмы сдачи экзаменов, а также требования, предъявляемые ученикам при сдаче экзамена.

Смотряев: Для того чтобы совершить переворот в системе образования, много времени не нужно. А вот чтобы найти нужную информацию в Интернете – другой вопрос. В зависимости от сложности вопроса, можно найти ответ на него быстро, а можно и за несколько часов не управиться. И при этом основная нагрузка ляжет не на плечи пользователей, а на программистов, составляющих поисковые системы, и постоянно работающих над их усовершенствованием. Так почему бы не сдавать экзамен на грамотную работу с поисковыми системами?

Першина: Правильно!

Богославская: Это совсем другой вопрос. Если мы возьмем двух людей с разной степенью образованности и посадим перед компьютером, и скажем им написать сочинения на одинаковые темы или сдать экзамен по точному предмету, предоставив им доступ к поисковикам, все равно получатся совершенно разные работы.

Смотряев: Глава неправительственной организации «Компании за настоящее образование» Крис Макговерн считает, что во время экзаменов ученики должны показать свои реальные знания по предмету, а не свою способность быстро находить в Интернете интересующие ответы. Для чего тогда устраивать проверку знаний? А вед именно в этом суть экзамена!

Першина: Вообще-то экзамены все воспринимают по-разному: для кого-то это проверка знаний, а для кого-то – пытка. И причем страдает не только ученик, но и его родители. Главной задачей преподавателей должен стать механизм получения учеником любой информации по интересующему вопросу, а не получение готового ответа. У меня уже был разговор с коллегами по этому вопросу: использование словарей, справочников – всегда пожалуйста. Но ученики смогут найти не только интересующую формулу, но и решение всей задачи.

Смотряев: Да, доля родителей – разделять страдания детей.

Першина: Про педагогов тоже не стоит забывать! Нам нужно по-другому относиться к экзаменам. Нам нужно оценивать реальные знания студентов, а не их умение быстро находить информацию. Нас интересует способность мышления и грамотного изложения мысли. А не способность переписать без ошибок чужие измышления.

Смотряев: Вот об этом и идет речь! Пересмотреть систему сдачи экзаменов. Дать возможность студентам найти необходимые формулы и уметь интерпретировать информацию, применять ее практически, а также предоставить в распоряжение студентов справочные материалы с любых поисковиков.

Богославская: Я бы пошла дальше и вообще отменила бы все экзамены. Студенты должны учиться в свое удовольствие, а не для того, чтобы участвовать в гонке за высокими баллами и выдерживать экзамены. Сейчас изменился подход студентов к экзаменам: если раньше они учили все, для того чтобы сдать экзамены, то сейчас они уделяют внимание только тем темам, которые будут на экзамене, опуская при этом смежные направления.

Смотряев: Не знаю. А как же тогда проверять уровень знаний школьников, если по итогам года мы даже не будем знать, усвоил ли он таблицу умножения? И как доказать ребенку необходимость этого знания.

Богославская: Не думаю, что возникнут такие вопросы.

Смотряев: многие дети соответствующего возраста мотивировали свое нежелание учить таблицу умножения тем, что в телефоне всегда под рукой калькулятор. А вот представитель одной крупной международной торговой компании, который пожелал остаться анонимным, посетовал на то, что при наборе молодых кадров возникает ряд проблем, связанных с пробелами в знаниях. Они не знают элементарных вещей, и если бы сдавали экзамены, подобного удалось бы избежать.

Богославская: В данном вопросе вся ответственность ложится на педагога. Он должен доступно и понятно объяснить ученику необходимость знания таблицы умножения, заинтересовать и увлечь ребенка – тогда он все выучит.

Смотряев: Наверное, Вам исключительно везло с учениками все годы вашей преподавательской деятельности.

Богославская: Мне исключительно везло со студентами. В школе я не преподавала.

Смотряев: Елена Александровна, а каково Ваше мнение, Вам школа ближе.

Першина: Я относилась к ученикам как к моим детям. Мне с ними всегда везло. Сначала мы изучали то, что входит в экзаменационную программу, а потом я говорила: если не интересно, я остановлюсь, а если интересно – продолжим. И мы всегда продолжали. Моя цель не готовить детей конкретно к сдаче экзамена, они его сдадут с закрытыми глазами.

Богославская: Ответ на вопрос получен!

Смотряев: В данном вопросе играет роль личность преподавателя. Но есть еще и другая сторона медали в подходе к экзаменам: например, пришли в компанию устраиваться два одинаковых специалиста, и менеджер по найму персонала решил устроить им экзамен. Один его сдал успешно, другой – провалил. Естественно, менеджер возьмет на работу первого специалиста. И вот: без экзамена не обошлось.

Богославская: Я понимаю, что в наше время экзамены – неизбежность, и отменить их глупо и нереально.

Першина: А если пересмотреть систему сдачи экзаменов, учитывая при этом интересы учащихся?

Богославская: Конечно, изменения неизбежны!

Першина: Да, экзамены следует изменить, но не отменить!

Богославская: Внесенные изменения поспособствуют использованию интернета, а также можно будет проводить оценку мышления учеников.

Смотряев: Но в данной ситуации мы говорим о разных понятиях: так раньше объясняли разницу между школой и институтом: в школе меня учат, а в институте я учусь сам.

Богославская: Это однобокая точка зрения. И в школе, и в институте вас не только учат, но вы и сами учитесь. А еще ученики учат преподавателей.

Смотряев: И все-таки возвращаясь к вопросу реформации экзаменов. Как их переформатировать и насколько будет отличаться механизмы сдачи экзаменов по техническим и гуманитарным дисциплинам?

Першина: Конечно, это должны быть разные методики, так как происходит оценивание разных навыков. Однако справочный материал студентам тоже нужно предоставлять. Но если при этом студенты будут показывать свое умение «скатывания», это не годится!

Богославская: Плагиат легко вычислить.

Першина: Дети не глупы, они не станут копировать информацию, они ее могут грамотно переделать, чтобы было не похоже, но суть останется.

Богославская: Но в настоящее время плагиатом пользуются на разных уровнях.

Смотряев: К плагиату можно относиться по-разному. Но нет никакой разницы в носителе информации: будь то печатный справочник или экран монитора. Однако даже до изобретения интернета система сдачи экзаменов в разных странах подразумевала, прежде всего, проверку знаний. На экзаменах было запрещено пользоваться словарями или справочниками. Что изменилось с приходом интернета, почему подняли этот вопрос?

Богославская: Здесь уже несколько лет разрешают брать справочники на экзамены в университетах.

Смотряев: Мне в этом плане не повезло: у нас преподаватели отбирали на экзаменах справочники и пособия.

Богославская: Зря!

Смотряев: Но эта система оправдывала себя, наука двигалась вперед! Зачем нужно все менять?

Богославская: Времена настали другие: современные дети не видят себя без современных гаджетов. Так зачем создавать искусственные условия?

Першина: А если бы вам разрешили использовать справочник на экзамене, уровень Ваших знаний был бы выше?

Смотряев: Не могу сказать, во-первых, прошло много лет, а во-вторых – образовательный процесс должен быть постепенным.

Першина: Какой этап обучения имеется в виду?

Богославская: Не об обучении, а о проверке знаний – экзамене. Нужно чтобы люди умели самостоятельно мыслить, находить и работать с информацией.

Смотряев: Тогда любой профильный экзамен может свестись к экзамену «Гугла».

Богославская: Нет, конечно! Мое мнение таково, что экзамены, которые мы сдавали в свое время, вообще не имеют смысла: они не раскрывали полноту знаний и навыков, которыми владеет ученик на самом деле. Мы отвечали на конкретные вопросы, а свободное мышление не приветствовалось.

Смотряев: Ну, да, в советской школе свободомыслие не приветствовалось.

Першина: Нельзя быть такими категоричными. Нам в школах давали необходимые знания, иначе мы бы не находились сейчас там, где находимся. Но речь идет не о советской системе образования, а о британской, и о том, что происходит сегодня в ней.

Смотряев: Тогда имеет смысл говорить о британской системе образования. А также о пропагандируемой в Великобритании политкорректности. Есть результаты большого количества исследований, которые доказывают вредность и стрессовость экзаменов. Однако мне нравятся более свободные, чем в нашей стране, отношения между преподавателями и студентами. Но это тема для следующего обсуждения.

Еще немного про IT:
Новости Microsoft: сервис, который определит возраст по фотографии
Нелегкий выбор: быстрый Интернет в нужном объеме, или электричество как оди ...
В России начал работать инвестиционный фонд для «Интернета вещей»
Google привлекает к партнерству печатные конгломераты


Ближайшие семинары:


7 - 11 июля в Санкт-Петербурге

Юбилейная Неделя Информационной Безопасности, приуроченная к празднованию 300-летия
Санкт-Петербурга


В программе три самых популярных семинара 2002-2010 гг и экскурсионная программа для участников.

Подписка на новости

Хотите всегда иметь
свежую информацию?

Citforum.ru - это "Море (!) аналитической информации". В свободном доступе находятся статьи, аналитические материалы, учебники и справочники по интернет- технологиям, базам данных, программированию, сетям, операционным системам и многим другим темам...


Расписание | О компании | Контакты | citforum.ru

© ООО "ЦИТ-Форум" - Тел. (095) 411-99-20 - написать